Легитимность (от лат.legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
Легитима́ция, легитимиза́ция («узаконивание», «законность» от лат.legitimus — законный) — достижениелегитимности, обоснование права политической власти на принятие политических решений и осуществление политических поступков и действий, в том числе опирающихся на насилие (аппарат принуждения). Легитимацией называется юридическое обоснование этих действий существующими в государствезаконами («легальность»), а также достижение признания общественным сознанием уместности таких действий в смысле их соответствия духу существующей правовой системы («легитимность»).
В научной литературе представлены две основные трактовки структуры легитимности, которые условно можно обозначить как функциональную и нормативную. При функциональной интерпретации структуры, последнюю образуют «взаимоотношения между властными структурами и населением», представленными «двумя потоками общественных связей, создающих конкретно — исторический тип легитимности» и обусловленных «объективными и субъективными факторами». В связи с чем, можно выделить два уровня, «пласта», составляющих элементы легитимности.
1. Объективный. Его содержание составляют нормы, ценности, правила, процессы, отношения и действия самой политической системы, выражающиеся в нормативно закрепленном и официально осуществляемом статусе государства и его основных органов, преподнося населению образ законной прочной и справедливой власти.
2. Субъективный. К нему относятся представления, установки и поведение граждан и отдельных социальных групп, выражающиеся в нормах и отношениях, которые «являются результатом оценок, сложившихся в политическом и правовом сознании населения по поводу основных институтов политической власти, стиля и методов их деятельности».
При нормативной же интерпретации легитимности, последнюю образуют уровни, отражающие три условия существования легитимности:
1. Базовый уровень, содержание которого составляют правила, устанавливающие власть (могут быть как неписаными, так и формализованными) и носящие всеобщий и нормативный характер и обязывающие власть строго следовать им.
2. Уровень убеждения (веры) в законность, оправданность правил, устанавливающих власть, которые разделяют и управляющие и управляемые.
3. Уровень действия граждан в соответствии с требования власти, выражающийся в публичной демонстрации согласия первыми на определенные отношения власти. То есть, на этом уровне субъективные оценки и установки граждан объективируются в действиях, служащих доказательством степени поддержки гражданами политической власти или степени их отчуждения от последней.
Думается, что процесс легитимации политического режима может быть более наглядно понят именно исходя из представлений о структуре легитимности в ее нормативной интерпретации, так как из данной схемы становятся очевидными способы и приемы, с помощью которых она должна осуществляться. На каждом отдельном уровне эти приемы и способы имеют различные предметы воздействия и цели, что обусловлено содержанием, внутренней наполненностью самих элементов легитимности. Исходя из нормативного понимания структуры легитимности, необходимо отметить, что несмотря на то, что все ее элементы (уровни) важны и находятся в органической взаимосвязи, все-таки, на наш взгляд, системообразующим элементом структуры, отражающим сущность собственно легитимности, является уровень убеждения и веры. Именно на этом уровне власть, политический режим получает эмоционально-психологическое оправдание, соотносится с интересами населения, с его представлениями о должном.
Легитимность — это явление, которое трудно измерить, но существуют критерии, показатели, определяющие ее степень и характер. Среди них выделяют (Широков О. А.):
1) способность режима эффективно использовать средства принуждения;
2) степень противодействия политической оппозиции;
3) проявление гражданского неповиновения;
4) роль и место силовых структур в политической системе;
5) отношение политического режима к правам и свободам граждан;
6) правопреемство власти;
7) самостоятельность власти во внутренней и внешней политике;
8) соответствие целей и ценностей власти духу и букве закона;
9) степень участия граждан в выборах и референдумах;
Таковы основные моменты, которые освящают механизм функционирования легитимности власти, составляют ее внутреннюю структуру.
Далее, нам представляется целесообразным и обоснованным остановится на проблеме соотношения легитимности и легальности власти.
Любой политический режим нуждается в легализации (узаконивании). Как в обычных ситуациях, так и особенно после военных переворотов, революций вновь созданные высшие государственные органы принимают различные нормативно-правовые акты, которые призваны выполнять роль юридической основы политической власти. Термин «легализация» (от корня латинского слова «закон») политического режима — это признание правомерности его возникновения (происхождения), существования и функционирования правом, поддержка его правом и опора его на право.
Более сложным является понятие легитимации политического режима. В основе термина «легитимация» лежит корень того же латинского слова «закон», но этому понятию придается иное значение. Это тоже узаконивание, но узаконивание иного рода. Если легальность — явление юридическое, как верно отмечает Френд, то легитимность — политическое. Легитимация нередко вовсе не имеет отношения к позитивному праву, а иногда и противоречит ему. Следует согласиться с утверждением В. Е. Чиркина, о том, что «право — лишь один из способов легитимации принуждения, причем иногда легитимация осуществляется и вопреки правовым нормам». Поэтому, на наш взгляд, следует согласиться с Л. Салероном, который различает легальность и легитимность, понимая под первой соответствие закону позитивному, писаному, а под второй — соответствие закону неписанному, природе человеческого сознания. Эти два понятия не следует смешивать. Любая власть, издающая законы и обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то же время она может быть нелегитимной, то есть не приниматься широкими общественными массами. Кроме того, в обществе может существовать не только нелегитимная, но и нелегальная, преступная власть, например, власть мафиозных организаций.
Легитимность — это фактическое состояние, узаконивание, чаще всего, неформальное. Легитимация политического режима — это процесс, с помощью которого он приобретает свойство легитимности, выражающее обоснованность, оправданность, справедливость, законность осуществляемой им власти определенным психическим установкам и ожиданиям личности, социальных групп, народа в целом. Это состояние режима связано с экономическими, социальными, политическими, идеологическими условиями общественной жизни, с индивидуальной, групповой и общественной психологией. Легитимация — процесс приобретения легитимности, включающий в себя индивидуальное (личностью), коллективное (социальной группой), общественное (народом) утверждение представления, что политический режим, структура государственных органов, способ их формирования, приемы и методы осуществления власти соответствуют тем ожиданиям, тем взглядам, тем установкам, которые сложились у людей на базе чувственного восприятия, жизненного опыта, рациональной оценки политических и государственно-правовых явлений. Легитимация власти связана не с изданием нормативно-правового акта (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении режимом, государственными органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. «Легитимность, - пишет С. Липсет, - означает способность системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в наибольшей степени отвечают интересам данного общества». Легитимность — это «положительная оценка», принятие населением власти, признание им ее права управлять и согласие ей подчиняться.
Таким образом, легитимация представляет собой «одобрение» существующего режима обществом, необходимым условием которого является то обстоятельство, что власть, осуществляемая им, соответствует представлениям людей о ее деятельности, их ожиданиям. Но в отличие от легализации эти представления существуют не столько в правосознании (хотя и оно участвует в их формировании), сколько в моральном сознании, которое находит свое отражение в таких нравственных категориях как «справедливость» и «добро».
Необходимо отметить, что существует и ложная легитимация. Она может иметь место тогда, когда определенные политические партии, государственные органы, должностные лица считают возможным для себя во имя достижения своих целей принимать такие решения, осуществлять такие мероприятия и такими методами, которые не соответствуют ожиданиям народа. Это — квазилегитимация, легитимация «для себя».
Уровень легализации и легитимации политических режимов, способы осуществления этих процессов весьма разнообразны. Уровень легитимации того или иного режима обычно определяется участием населения в выборах высших и местных органов государства, его голосованием по поставленным на референдумах вопросах о доверии к тем или иным государственным институтам, должностным лицам. Нельзя навязать легитимацию людям извне, например, силой оружия (хотя можно таким образом осуществить легализацию). Она создается преданностью людей данному политическому режиму (иногда — конкретной личности, находящейся у власти), который, по представлениям населения той или иной страны, в условиях конкретной исторической эпохи отстаивает ценности, присущие данному обществу.
Поскольку потребности различных слоев населения неодинаковы, и поскольку интересы даже тех слоев, на которые опирается политический режим в силу ограниченности ресурсов и других обстоятельств, могут быть удовлетворены только частично, легитимация власти в обществе не может иметь всеобъемлющий, универсальный характер. То, что является легитимным для одного социального слоя населения, может быть нелегитимным для другого. Разнообразные интересы, существующие в обществе, ведут к тому, что легитимация власти всегда имеет неполный, частичный характер даже тогда, когда ее поддерживает большинство населения. Поэтому легитимация режима связана не с одобрением его деятельности всем обществом (это крайне редкий вариант), а с принятием его большей частью граждан при уважении и защите прав меньшинства. Но даже и арифметическое большинство не всегда может служить основой подлинной легитимации власти. Большинство немцев при тоталитарном гитлеровском режиме приняли политику в отношении территориальных притязаний Германии. Следовательно, не всякие оценки большинства делают власть подлинно легитимной.
Со времен М. Вебера различают три «чистых» типа легитимного господства. Но в современном обществе легитимация власти очень редко опирается лишь на один из способов воздействия, различные типы легитимации переплетаются и комбинируются. Например, фашистский режим в Германии, обеспечивая легитимацию власти, использовал как традиционное почтение немцев к закону, уважение к власти, так и харизму вождя.
Традиционная легитимация, при которой власть опирается на обычаи, в современных условиях в большинстве стран имеет сравнительно небольшое значение для легитимации режима, но это не значит, что она не используется для его укрепления, для создания представлений о его оправданности и справедливости. Чаще всего традиционные методы легитимации используются в тех странах, где сильны пережитки патриархально — общинных отношений, огромное значение имеет религия. Например, в некоторых странах Тропической Африки традиционная легитимация политической власти связана с институтом вождей племен.
Харизматическая легитимация в настоящее время встречается гораздо реже, чем в прошлом. Она возможна и в условиях тоталитаризма, авторитаризма, и при демократическом режиме, бывает в развитых государствах, хотя чаще всего присутствует в отсталых странах, особенно там, где сохранились значительные пережитки патриархально — общинных отношений. Например, в демократических странах элементы харизматической власти иногда присущи главе государства (монарху, президенту), а там, где глава государства не имеет существенных полномочий (например, в парламентской республике) - премьер-министру. Немалую роль в создании харизмы может играть религия, а также идеология, особенно если она объявляется официальной, государственной, обязательной для всего населения страны.
В современных условиях основной формой легитимации власти, особенно в демократических странах, являетсярациональная легитимация. Население поддерживает или не поддерживает политический режим, руководствуясь собственной оценкой проводимых им мероприятий. Именно практическая работа государственных органов власти на благо страны, ее населения является основой рациональной легитимности. Существует несколько способов приобретения первоначальной рациональной легитимации. К их числу относятся выборы государственных органов и должностных лиц населением, на основе принципов всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и общегосударственный референдум. Целям легитимации может служить и всенародное, общегосударственное обсуждение какого-либо важного решение власти, проекта конституции, закона. На международной арене способом легитимации политического режима может быть международно-правовое признание государства.
Легитимность политической власти не ограничивается ее тремя ставшими классическими типами. С. Липсет справедливо отмечает, что «легитимность политического режима выражается в акте оценки, на основании которой общественное мнение признает право политического режима на осуществление власти». Такая оценка может производиться по различным основаниям. Поэтому, на наш взгляд, можно выделить и другие типы легитимности, например, идеологическую легитимность. Она опирается на ценности и принципы, на которые ссылается власть. Ценности и принципы, образующие легитимизирующую идеологию, и вытекающие из них цели служат моральным основанием оценки власти. Убеждения в правильности данных ценностей и принципов, а также вера, что режим есть их воплощение, составляют главный источник социальной поддержки. В результате население признает моральное право власти на управление, а также одобряет ее действия и политику. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. В зависимости от того, к кому апеллирует и обращается идеология, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической. Политическая история подтверждает, что большинство тоталитарных режимов использовали именно идеологическую легитимность.
Подводя итоги проведенного анализа, достаточно сложных и важных политико-правовых феноменов — легальности и легитимности власти, необходимо остановиться на следующих моментах. Во-первых, обращение к основным теоретико-методологическим подходам в исследовании данных явлений позволило оценить и разобраться в специфике различных концепций; акцентировать внимание на различных аспектах и теоретических вопросах; понять глубинные черты и закономерности легальности и легитимности, увидеть, какие процессы лежат в основе их функционирования. Во-вторых, несмотря на то, что легитимность представляет собой больше социально-политическое явление, все-таки бесспорна, ее нормативно-правовая природа. Это подтверждается тем, Что легитимность принимает активное участие в функционировании правовых явлений. Так, очевидно теоретическое положение, которое заявляет о необходимости соответствия права таким добродетелям, как справедливость, нравственность, то есть утверждается требование легитимности права, закона. В свою очередь в данном процессе большую роль играет правовое сознание, как одна из форм жизнедеятельности права. И наоборот, такие правовые явления, как легализация и легальность являются одним из условий успешной легитимации, особенно в демократическом обществе. В-третьих, легитимность носит многоаспектный, комплексный, идеологический, нравственный, оценочный характер и является результатом сочетания различных факторов (элементов): эмоционально-психологических, ценностно-рациональных, которые и составляют ее структуру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий